|
МАРЛИ
Главное сооружение западной части Нижнего парка - дворец Марли. Несмотря на небольшие
размеры, он играет достаточно важную роль в общей структуре всего ансамбля. От дворца
лучеобразно отходят три главные аллеи, прорезающие парк с запада на
восток: центральная - Марлинская, северная - Малибанская и южная - Березовая. Расходящиеся
аллеи ведут не только к расположенным здесь павильону Эрмитаж, фонтану "Ева", Львиному
каскаду, но и, пересекая Морской канал, композиционно связывают эту часть
парка с фонтаном "Адам" и ансамблем Монплезира с одной стороны и каскадом "Шахматная
гора" с другой. В то же время дворец Марли является центром относительно самостоятельного
архитектурно-планировочного участка, включающего небольшие пруды, два сада (Венеры и Партерный),
каскад и фонтаны на партере перед ним. Силуэт Марли виден издалека. Сравнительно скромный, но
изящный фасад с высокой крышей и тонким кружевом балконных решеток, как сказочное видение,
отражается в спокойной глади пруда. Строительство в этой части парка развернулось
намного позднее, чем в центральной и монплезирской, и началось с сооружения двух прудов:
прямоугольного, получившего название Марлинский, и полуциркульного. Вынутая земля шла
на подсыпку огромного вала вдоль залива, который играл роль дамбы и одновременно служил
преградой северному ветру. Полуциркульный пруд был разделен тремя радиальными кирпичными
пере-городками на четыре сектора, названные впоследствии Секторальными прудами. Искусственно
созданные водоемы, помимо эстетичес-ких целей, преследовали и чисто хозяйственные задачи. Здесь
содержались караси, сазаны, карпы, судаки. Начавшиеся в 1720 работы были завершены к 1722
году. На участке между северным берегом Марлинского пруда и земляным валом был устроен
Сад Венеры, который засадили плодовыми деревьями, ягодными кустарниками и цветами. В
нишах подпорной стены росли вишневые деревья, а в центре стояла статуя богини любви. На
противоположном берегу пруда был также разбит сад. Здесь в 1721 году на склоне горы начали
сооружать каскад, а в самом саду два партерных фонтана. Позднее к ним доба-вились еще четыре
фонтана клоша. К строительству самого дворца приступили в 1720 году после того, как работы по
выемке грунта из большого пруда подошли к концу, Проект "Малых приморских палат" - как они
упоминались в первоначальных документах создал архитектор И. Браунштейн. По первоначальному
замыслу строение должно было быть одноэтажным. Однако, когда на следу-ющий год здание подвели
под крышу, Петр 1 приказал его надстроить, и к 1723 году второй этаж был готов. Через год
закончили основные отделочные работы в интерьерах. Новый дворец получил название Марли
на манер резиденции французских королей в Марли-ле-Руа близ Парижа, которую Петр Великий
посетил во время своего пребывания во Франции в 1717 году. Предназначался дворец для проживания
"знатных особ". Но уже с середины XVIII столетия он был превращен в своеобразное
хранилище предметов, связанных с именем Петра 1. Здесь находился его гардероб, поднесенные ему
подарки, предметы быта, живопись, мебель и пр. На протяжении почти двух столетий Марли не
подвергался переделкам. Но в конце XIX века стены здания дали трещины, и по предложению
архитектора А. Семенова дворец после тщательных обмеров был разобран до основания и вновь
собран после укрепления фундамента из тех же материалов. Затем на место вернулся весь снятый
декор помещений. Разрушенный в годы Второй мировой войны, дворец был восстановлен по
проекту Е. Казанской и А. Гессена и открыт для посетителей в 1982 году.
|