|
БОЛЬШОЙ ДВОРЕЦ
Замысел создания загородной резиденции, которая по своей роскоши не уступала бы
французскому Версалю, возник у Петра 1в 1709 году. Сохранившиеся рисунки царя, его указы и
пометки на документах дают возможность утверждать, что общая концепция
планировки ансамбля, а иногда и детальная разработка отдельных элементов
архитектурных и фонтанных сооружений принадлежат cамому основателю Петергофа. Французский посол
Кам-предон писал Людовику XV, что темпы, которыми возводится резиденция, "поражают и изумляют".
В августе 1723 года состоялось торжественное открытие "Питергофа" (по
голландски - "двор Петра"). К этому времени был распланирован Нижний парк, прорыт Морской канал,
действовала часть фонтанов, были отделаны Верхние палаты, построены Монплезир, Марли,
почти готов Эрмитаж. В целом же работы по cооружению ансамбля продолжались еще около двух
cтолетий. Структурно-планировочным центром ансамбля является Большой дворец, который
высится на краю 16-метровой террасы. Изящное здание в три этажа, с галереями, со сверкающими
позолотой куполов фланкирующими его корпусами, - Церковным и Корпусом под гербом - протянулось
своим фасадом вдоль террасы почти на 300 метров. Великолепным пьедесталом дворцу служит Большой
каскад. Обилие золота, яркая пластика архитектуры, мощное движение и шум
низвергающейся воды - все создает обстановку ликования, праздничного торжества, гимна радости
жизни. Однако таковым дворец стал не сразу. Первоначально на его месте находились довольно
скромные Верхние палаты, сооруженные в 1714-1721 годах архитекторами Ж.-Б. Леб-лоном, И.
Браунштейном, Н. Микетти. В петровские времена палаты выполняли роль парадных апартаментов.
Здание неоднократно перестраивалось, но со смертью Петра 1 строительство замирает. И лишь в
царствование дочери Петра, императрицы Елизаветы Петровны, наступает подлинный расцвет Петергофа.
В то время старый петровский дворец уже не соответствовал вкусам растущего царского двора,
и Елизавета поручает выдающемуся итальянскому архитектору Б.-Ф. Растрелли возвести на этом
месте новый. Было решено сохранить центральную часть петровских Верхних палат, включив се в
структуру строящегося здания. Работы начались в 1747 году, а уже в 1756 здесь состоялись пышные
празднества. Роскошь и размеры помещений, блестящее мастерство архитектора и сотен
первоклассных мастеров производили ошеломляющее впечатление. Планировка парадной резиденции
строго соответствовала эмоционально-художественной задаче бесконечно
развертывающегося театрального действа. Расположение залов и комнат по анфиладе отвечало
теме парадных шествий, которая непременно проявлялась не только в знаменитых "выходах
монарха", но и во всех ритуалах и даже танцах. Роскошная золоченая парадная лестница вела в не
менее пышный Танцевальный зал, а за ним в новый Аван-зал, также украшенный золоченой резьбой и
живописными плафонами. Миновав его, гости оказывались на оси парадной анфилады покоев
дворца. Казалось, длина его бесконечна. Тем более что в глубине перспективы находилось окно,
через которое взгляд проникал в пространство парка. Творения Б.-Ф. Растрелли появились в
последнее десятилетие господства стиля барокко и потому многим из них не суждена была долгая
жизнь. Новый стиль классицизм, быстро распространившийся в России в 60-х годах XVIII
века, вновь заставил вернуться к переделкам интерьеров Большого дворца. В 1766-1767 годах
Ж.-Б. Валлен-Деламот отделывает здесь два китайских кабинета, примыкавших к петровскому
Залу в центре дворца. Особенно большие работы были проведены в 1770-х годах зодчим Ю.
Фельтеном. По его проекту внесены существенные изменения в архитектурное убранство ряда жилых
помещений и парадных залов: Столовой, Большого и Аван-зала. Задача, стоявшая перед Фельтеном,
оказалась довольно сложной. Надо было, не меняя oбъемов помещений, количества и формы окон,
рисунка паркетов, декорировать эти залы в классическом стиле. Зодчий с честью вышел из
этого трудного испытания. В течение следующих 65 лет никаких существенных переделок в залах
Большого петергофского дворца уже не производилось. Итогом двухсотлетней строительной
истории царской резиденции явился дворец, в котором рядом с интерьерами, в основном
сохранившими облик петровской эпохи, блистали залы середины XVIII века, а с ними соседствовали
спокойные и строгие залы периода классицизма, сменяющиеся интерьерами середины XIX века,
возрождавшими основные художественные принципы рококо. За двухсотлетний период существования
Большого дворца в нем сосредоточилось немало превосходных произведений живописи, скульптуры,
мебельного искусства, художественной бронзы, фарфора, стекла. Известные мастера, работавшие
здесь в различных областях искусства сделали Большой дворец выдающимся памятником культуры. В
XVIIl-XIX веках Большой петергофский дворец был центральным сооружением официальной, "коронной"
резиденции русских императоров. В залах его происходили многие важные события, устраивались
праздники и приемы, балы и маскарады. Праздничные столы накрывались одновременно во
многих залах и даже на террасах над галереями дворца. На балы приглашалось до трех тысяч
гостей, зажигалось более десяти тысяч свечей. Празднества затягивались до утра. Резко
изменился быт Петергофа и Большого дворца в начале XX века. Когда в феврале 1917 года пал
царский режим, были предприняты робкие попытки разобрать и описать несметные богатства дворца.
Но вскоре Временное правительство, опасаясь приближения немцев, отдает распоряжение об
эвакуации сокровищ в Москву. Только в 1920 году все они возвратились в Петергоф. В течение
последующих лет была проделана значительная работа по созданию музея в Большом дворце. В
годы второй мировой войны дворец подвергся разрушению. И лишь в 1957 году великолепный
фасад Большого дворца вновь увенчал террасу над Большим каскадом, а в 1964 году первые залы уже
приняли посетителей.
|