БОЛЬШОЙ ДВОРЕЦ
ЭРМИТАЖ
ДВОРЕЦ МАРЛИ
МОНПЛЕЗИР
БОЛЬШОЙ ГРОТ
КОТТЕДЖ
КОТТЕДЖ

Дворец Коттедж - основное архитектурное сооружение парка Александрия в Петродворце. Дворец расположен на верхней террасе, в юго-восточной части парка, откуда открывается панорама Финского залива с виднеющимися вдали очертаниями Ленинграда и Кронштадта. Со всех сторон Коттедж окружен пейзажным парком с тенистыми аллеями, извилистыми дорожками, лужайками, куртинами деревьев и кустарников. Коттедж построен в 1826-1829 гг. по проекту архитектора А. Менеласа в так называемом„готическом" стиле, получившем значительное распространение в русской архитектуре конца XVITI -первой трети XIX в. Небольшое двухэтажное здание с мансардой украшено остроугольными фронтонами, стрельчатыми аркадами, окнами-эркерами, розетками, арочными поясками, крестоцветами. трилистниками. В строительстве и отделке интерьеров дворца принимали участие академик живописи Д.-Б. Скотти, резчик В. Захаров, лепщик М. Соколов, многие талантливые русские умельцы - паркетчики, столяры, штукатуры, каменщики и другие мастера. Для Коттеджа характерно единство декоративной отделки и художественного убранства интерьеров. Которое достигается применением готических мотивов в лепке, росписи, резьбе и орнаментике предметов прикладного искусства. Ажурная лепка потолков в виде готических решеток, арок, кронштейнов сочетается с орнаментальной живописью, дополняющей оформление интерьеров. Важным элементом архитектурно-художественного декора помещений является виртуозная резьба оконных и дверных откосов, строгий геометрический рисунок паркета. Готический орнамент повторяется и в коврах ручной работы, декоре печей, мраморных каминов, мебели. Часы, канделябры, люстры выполнены также в готическом стиле. Значительную роль в оформлении интерьеров играет живопись, украшающая стены и потолки многих помещений. Роспись стен лестничной клетки выполнена по эскизам Д.-Б. Скотти и относится к периоду наивысшего расцвета творчества художника. Исполненная в технике гризайль, она воспроизводит интерьер средневекового замка. О победах в русско-турецкой войне 1828-1829 гг. напоминает вмонтированный в стену вестибюля камень, взятый русскими войсками при штурме крепости Варна. В художественном убранстве дворца большое место занимают картины, гравюры, миниатюрные портреты, бронзовая и мраморная скульптура работы русских и западноевропейских мастеров. Помещения дворца - характерный образец русского жилого интерьера эпохи романтизма. Коттедж был летней резиденцией Николая 1 и его жены Александры Федоровны. В первом этаже расположены наиболее интересные по художественному оформлению интерьеры. Здесь находятся Кабинет Александры Федоровны, Большая гостиная, а также Библиотека, Большая и Малая приемные. в 1842-1843 гг. по проекту архитектора А. Штакеншнейдера к Коттеджу пристраивается Столовая с Мраморной террасой. Во внешней нише стены северного фасада здания архитектор поместил скульптурную группу „Мадонна с младенцем" работы И. Витали. Кроме Кабинета Николая 1, который повторяет по размерам и некоторым элементам отделки Большую гостиную первого этажа, комнаты второго этажа невелики и их убранство более сдержанно. Несколько комнат были предназначены для детей. К ним примыкает оформленный в виде палатки Учебный балкон. В 90-х гг. XIX в. Кабинет на втором этаже был оформлен по проекту архитектора Р. Мельцера в стиле модерн для вдовы Александра III Марии Федоровны. До 1917 г. парк Александрия и дворцы, расположенные на его территории, были личной собственностью русских императоров, бдительно охранялись казаками и полицией. Доступ в парк был строго ограничен. После Великой Октябрьской социалистической революции дворец Коттедж был превращен в историко-художественный музей, двери которого широко раскрылись для трудящихся. Материалы экспозиции, созданной на научной основе, позволили проводить большое количество экскурсий, знакомивших посетителей с русским и западноевропейским искусством второй четверти XIX в. В начале Великой Отечественной войны большая часть музейных экспонатов была эвакуирована (из 2500 предметов, находившихся в экспозиции, спасено 1980). В годы оккупации Петергофа фашистские захватчики повредили отделку интерьеров дворца, значительно пострадали лепной декор, многие резные дубовые панно, живопись стен', оставшаяся мебель почти полностью погибла. В послевоенные годы были проведены большие работы по восстановлению дворцово-паркового ансамбля Петродворца. Одним из памятников архитектуры, где после консервации здания началась комплексная реставрация, был дворец Коттедж. В 1978 г. живописцы, скульпторы, мраморщики, мастера многих специальностей Ленинградского научно-производственного объединения „Реставратор" под руководством архитектора И. Бенуа завершили восстановление дворца. С максимальным приближением к историческому облику было реставрировано декоративное оформление и художественное убранство интерьеров. Благодаря большой собирательской деятельности, восполнившей утраты коллекции, и изучению архивных и иконографических материалов воссоздана исторически достоверная экспозиция музея. Заняли свои прежние места пейзажи И. Айвазовского, О. Кипренского. С. Щедрина, С. и М. Воробьевых в Большой гостиной, Столовой, Большой приемной и других интерьерах дворца. В Кабинете Николая 1 представлены знаменитые марины голландских мастеров XVII-XVIII вв. Я. Порселлиса, Л. Бакгейзена, С. де Влигера, Я. Ван Гойсна и других. Всего в живописной коллекции Коттеджа насчитывается более 200 картин. В числе наиболее значительных скульптурных произведений необходимо отметить работы таких известных мастеров, как И.-Г. Шадов. X. Раух, И. Витали. Посетители музея могут также ознакомиться с интересными произведениями декоративно-прикладного искусства, художественной мебелью, бронзовым и чугунным литьем, коллекцией цветного стекла, русского и западноевропейского фарфора XIX в.
Hosted by uCoz