|
БОЛЬШОЙ ГРОТ
Центром Большого каскада является Большой грот. Его наружная стена , отделанная туфом,
создает видимость мощности и прочности. Прорезанная пятью высокими арками с замковыми
камнями, она украшена золочеными маскаронами. Три арки центральной выступающей части стены
разделены рустованными колоннами, стоящими на высоких гранитных цоколях. Ограничивают площадку
перед Большим гротом две каскадные лестницы, . состоящие из семи ступеней, каждая из которых
украшена золочеными барельефами, декоративными кронштейнами, водометами и золоченой
скульптурой, чередующейся с вазами. В центре площадки - фонтан "Корзинка". Его воды по трем
водопадным ступеням "стеклянной" пеленой сливаются в ковш. Стена Большого грота
завершается гранитным карнизом с мраморной балюстрадой перед террасой Малого грота,
украшенной вазами. В архитектуре последнего явно подчеркнуто стилевое единство с архитектурой
Большого дворца: полукружия арок и ниш, замковые камни и, наконец, бело-желтая окраска.
Балюстрада, объединяющая эти два сооружения, также декорирована вазами и повторяет рисунок и
материал нижнего ограждения террасы Малого грота.
Большой каскад составляют два грота, Mалый и Большой (позднее Верхний и Нижний). На
стене первого, напротив каскадных лестниц находились золоченые фонтанные маскароны "Вакх"
и "Нептун", между ними в нишах стояли мраморные бюсты-аллегории четырёх времён года.
От Малого грота по сторонам спускались семиступенчатые водопадные лестницы, украшенные скульптурой (аллегории 12 месяцев года и античные боги), чередующейся с вазами двух типов. Под ступенями лестниц на зеленом фоне были выполнены золоченые барельефы, выступы ступеней поддерживались кронштейнами. Границей между Малым и Большом гротом, облицованным снаружи и внутри туфом и устричными раковинами, служила мраморная балюстрада с фигурами двух тритонов. В центральном зале Большого грота были устроены три фонтана и стол-шутиха, а выход из него закрывали водяные завесы. В центре площадки перед Большим гротом вздымались семнадцать струй фонтана "Кольцо", воды которого по ступеням центрального каскада падали в ковш. По углам стилобата стояли скульптуры гладиаторов, а несколько поодаль, на изломе стены лежали две жабы. Скульптуры Самсона и нимф завершали композицию каскада. На протяжении последующих шестидесяти лет каскад и грот неоднократно ремонтировали: заменяли деревянные пьедесталы каменными, меняли кордоны бассейнов, перезолачивали скульптуры. Многие из них, ветшая, приобретали безобразный вид, часть барельефов и декоративных элементов исчезла, перестали действовать фонтаны. И только император Павел I в конце XVIII столетия обратил внимание на Петергоф. |