БОЛЬШОЙ ДВОРЕЦ
ЭРМИТАЖ
ДВОРЕЦ МАРЛИ
МОНПЛЕЗИР
БОЛЬШОЙ ГРОТ
КОТТЕДЖ
БОЛЬШОЙ    ДВОРЕЦ

Замысел создания загородной резиденции, которая по своей роскоши не уступала бы французскому Версалю, возник у Петра 1в 1709 году. Сохранившиеся рисунки царя, его указы и пометки на документах дают возможность утверждать, что общая концепция планировки ансамбля, а иногда и детальная разработка отдельных элементов архитектурных и фонтанных сооружений принадлежат cамому основателю Петергофа. Французский посол Кам-предон писал Людовику XV, что темпы, которыми возводится резиденция, "поражают и изумляют". В августе 1723 года состоялось торжественное открытие "Питергофа" (по голландски - "двор Петра"). К этому времени был распланирован Нижний парк, прорыт Морской канал, действовала часть фонтанов, были отделаны Верхние палаты, построены Монплезир, Марли, почти готов Эрмитаж. В целом же работы по cооружению ансамбля продолжались еще около двух cтолетий. Структурно-планировочным центром ансамбля является Большой дворец, который высится на краю 16-метровой террасы. Изящное здание в три этажа, с галереями, со сверкающими позолотой куполов фланкирующими его корпусами, - Церковным и Корпусом под гербом - протянулось своим фасадом вдоль террасы почти на 300 метров. Великолепным пьедесталом дворцу служит Большой каскад. Обилие золота, яркая пластика архитектуры, мощное движение и шум низвергающейся воды - все создает обстановку ликования, праздничного торжества, гимна радости жизни. Однако таковым дворец стал не сразу. Первоначально на его месте находились довольно скромные Верхние палаты, сооруженные в 1714-1721 годах архитекторами Ж.-Б. Леб-лоном, И. Браунштейном, Н. Микетти. В петровские времена палаты выполняли роль парадных апартаментов. Здание неоднократно перестраивалось, но со смертью Петра 1 строительство замирает. И лишь в царствование дочери Петра, императрицы Елизаветы Петровны, наступает подлинный расцвет Петергофа. В то время старый петровский дворец уже не соответствовал вкусам растущего царского двора, и Елизавета поручает выдающемуся итальянскому архитектору Б.-Ф. Растрелли возвести на этом месте новый. Было решено сохранить центральную часть петровских Верхних палат, включив се в структуру строящегося здания. Работы начались в 1747 году, а уже в 1756 здесь состоялись пышные празднества. Роскошь и размеры помещений, блестящее мастерство архитектора и сотен первоклассных мастеров производили ошеломляющее впечатление. Планировка парадной резиденции строго соответствовала эмоционально-художественной задаче бесконечно развертывающегося театрального действа. Расположение залов и комнат по анфиладе отвечало теме парадных шествий, которая непременно проявлялась не только в знаменитых "выходах монарха", но и во всех ритуалах и даже танцах. Роскошная золоченая парадная лестница вела в не менее пышный Танцевальный зал, а за ним в новый Аван-зал, также украшенный золоченой резьбой и живописными плафонами. Миновав его, гости оказывались на оси парадной анфилады покоев дворца. Казалось, длина его бесконечна. Тем более что в глубине перспективы находилось окно, через которое взгляд проникал в пространство парка. Творения Б.-Ф. Растрелли появились в последнее десятилетие господства стиля барокко и потому многим из них не суждена была долгая жизнь. Новый стиль классицизм, быстро распространившийся в России в 60-х годах XVIII века, вновь заставил вернуться к переделкам интерьеров Большого дворца. В 1766-1767 годах Ж.-Б. Валлен-Деламот отделывает здесь два китайских кабинета, примыкавших к петровскому Залу в центре дворца. Особенно большие работы были проведены в 1770-х годах зодчим Ю. Фельтеном. По его проекту внесены существенные изменения в архитектурное убранство ряда жилых помещений и парадных залов: Столовой, Большого и Аван-зала. Задача, стоявшая перед Фельтеном, оказалась довольно сложной. Надо было, не меняя oбъемов помещений, количества и формы окон, рисунка паркетов, декорировать эти залы в классическом стиле. Зодчий с честью вышел из этого трудного испытания. В течение следующих 65 лет никаких существенных переделок в залах Большого петергофского дворца уже не производилось. Итогом двухсотлетней строительной истории царской резиденции явился дворец, в котором рядом с интерьерами, в основном сохранившими облик петровской эпохи, блистали залы середины XVIII века, а с ними соседствовали спокойные и строгие залы периода классицизма, сменяющиеся интерьерами середины XIX века, возрождавшими основные художественные принципы рококо. За двухсотлетний период существования Большого дворца в нем сосредоточилось немало превосходных произведений живописи, скульптуры, мебельного искусства, художественной бронзы, фарфора, стекла. Известные мастера, работавшие здесь в различных областях искусства сделали Большой дворец выдающимся памятником культуры. В XVIIl-XIX веках Большой петергофский дворец был центральным сооружением официальной, "коронной" резиденции русских императоров. В залах его происходили многие важные события, устраивались праздники и приемы, балы и маскарады. Праздничные столы накрывались одновременно во многих залах и даже на террасах над галереями дворца. На балы приглашалось до трех тысяч гостей, зажигалось более десяти тысяч свечей. Празднества затягивались до утра. Резко изменился быт Петергофа и Большого дворца в начале XX века. Когда в феврале 1917 года пал царский режим, были предприняты робкие попытки разобрать и описать несметные богатства дворца. Но вскоре Временное правительство, опасаясь приближения немцев, отдает распоряжение об эвакуации сокровищ в Москву. Только в 1920 году все они возвратились в Петергоф. В течение последующих лет была проделана значительная работа по созданию музея в Большом дворце. В годы второй мировой войны дворец подвергся разрушению. И лишь в 1957 году великолепный фасад Большого дворца вновь увенчал террасу над Большим каскадом, а в 1964 году первые залы уже приняли посетителей.
Hosted by uCoz