|
ПЕТРОВСКИЙ КАНАЛ
Строительство канала для ввода судов в док было начато в 1710 году. Главный надзор за
строительством канала вел сенатор М. М. Самарин, в чьем распоряжении находился капитан
Эдуард Лейн, которому, в свою очередь, были подчинены комиссары, присланные от губерний и
руководившие отдельными участками строительства.
Сохранились документы за подписью Петра I, из которых видно, как он вникал и большие и малые
дела, как его беспокоило качество выполняемых работ: “Каменные стены, которые заложены в канале
солдатской работы же доделывать, как надлежит, в совершенстве, и потом закладывать фундамент, а
стены выкладывать в настоящих саженях, насколько можно плитов в камне справится”. Петр I давал
точные указания об устройстве плотин, об отливе воды и т.п.
После смерти Петра работы но устройству сухого дока и канала остановилось. Продолжать работы в
1732 году- был назначен инженер-генерал И. фон Люберас, который и закончил это сложное техническое
сооружение.
Стены канала облицовывались плитняком, не очень прочным в условиях постоянного изменения уровня
воды. Позднее известняковую плиту частично заменили гранитом, или, как тогда говорили, “диким
камнем”. Принцип устройства дока был следующим: по каналу судно, требующее ремонта, проходило в
док, закрывались шлюзы в сторону канала, и вода из дока по искусственно вырытой протоке запускалась
в бассейн.
Бассейн и протока были вырыты ниже уровни воды в заливе. Воду из бассейна выкачивали
первоначально при помощи ветряных мельниц. Затем и 1777 году для выкачки воды была установлена
первая в России паровая машина, привезенная из Шотландии.
Для установки этой машины на берегу бассейна построили специальное здание. Стены бассейна
облицевали гранитными валунами. Это одно из самых примечательных мест Кронштадта.
Док был закончен строительством и открыт 30 июня 1752 года и получил название Петровского.
Кроме строительства канала и дока Люберас произвел экспериментальные работы по укреплению
гаваней камнем на растворе, который изготовляли на месте (в Кронштадте), но большая стоимость
доставки специального камня заставила временно отказаться от выполнения этих работ предложенным
методом. Только после наводнения 1757 года работы по укреплению гаваней вновь возобновились, но,
как всегда, продолжались многие годы.
|